|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » Введение
|
Введение
Наше ежедневное общение в семье и на работе, в транспорте и на улице, со своими и чужими - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Это - наша жизнь, в которой порой нет времени "остановить мгновение". Хотим мы того, или не хотим, но все мы испытываем подчас одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия. Нет, нам небезразлично, как к нам относятся, и чаще всего, мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами. Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, для кого-то это только сослуживцы, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим хорошим отношением всех окружающих - и знакомых и незнакомых. Почему? Причин много, но одна из них - всеобщая психолого-педагогическая безграмотность. Низкая культура общения и неспособность людей понять друг друга весьма болезненно проявляются в повседневных жизненных ситуациях. Все, что мы называем хамством, и от чего постоянно страдаем, редко является сознательной жизненной позицией, целенаправленной стратегией отношения к людям. Чаще всего это невинное выражение невежества в сфере понимания других людей, духовной слепоты, проявляющейся в неумении выслушать и понять другого человека, выразить сочувствие и помочь ему. Для этого нужно преодолеть стандартное отношение к восприятию других людей, порожденное все той же психологической безграмотностью; выработать индивидуальный эталон отношения к ним; научиться слушать, слышать и понимать окружающих. Не менее важной для взаимопонимания является и проблема самопознания. Понять себя часто бывает труднее, чем правильно оценить других людей. И в этом нет ничего удивительного. Обнаруженный в исследованиях психологов "эффект ореола" состоит в том, что правильно оценить человека труднее при длительном знакомстве, чем при менее тесных и продолжительных контактах. Но с кем, как не с самим собой, наиболее знаком человек? Чей ореол может помешать трезвой и справедливой оценке? Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что человеку, не понимающему самого себя, не следует понапрасну тратить силы на понимание психологических тонкостей взаимоотношений. Разумеется, каждый из нас имеет многолетний и непрерывный стаж общения с самим собой. И, казалось бы, кого, как не самого себя, человек знает настолько хорошо, что у него не так уж много оснований для сомнений в глубине и правильности этих знаний. Однако знания эти часто оказываются почерпнутыми из одного источника, а, следовательно, односторонними. Если справедливо, что о других нельзя "судить по себе", то еще более справедливо, как это ни парадоксально на первый взгляд, что и о себе нельзя "судить по себе". Умение взглянуть на себя глазами окружающих имеет принципиальное значение не только для самопознания, но и для правильного понимания достоинств и недостатков, которые помогают или мешают нам понять других и быть понятыми ими. Понять другого, понять себя и, наконец, быть понятым - такова логика человеческого взаимопонимания. Проблема психолого-педагогической грамотности молодежи является сейчас одной из наиболее актуальных. Человек становится личностью не только и не столько под воздействием извне, сколько усилиями самовоспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое внимание. Вот в этом и должно помочь данное пособие молодому читателю. Предполагается, что использование психолого-педагогических знаний, изложенных в пособии, поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и приобрести новые возможности объективного анализа своих собственных мотивов, поступков, внутренних свойств и особенностей, а это, в свою очередь, будет способствовать пониманию психологических тонкостей человеческих взаимоотношений.
|
Категория: Психология |
Просмотров: 772 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|