|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » Вопросы для самопроверки
23:34 Вопросы для самопроверки |
Вопросы для самопроверки
1. Что подразумевается под психикой в психологии? 2. Чем обусловлено появление психики? 3. В чем отличие психики животных от психики человека? 4. В чем заключается функциональное значение психики? 5. Почему психику считают свойством мозга? 6. В чем суть филогенетического и онтогенетического раз-вития психики? 7. Каковы особенности нервной системы человека и ее уча-стие в построении психических образов? 8. Каковы особенности структуры головного мозга? 9. Каково значение левого и правого полушарий головного мозга для психики человека? 10. Каково соотношение сознательного и бессознательного в психике человека?
Тема для семинарского занятия
Происхождение и развитие психики и сознания человека.
Цель занятия: выявление и определение особенностей про-исхождения и развития психики и сознания человека.
Вопросы для самоподготовки:
1. Альтернативные подходы в изучении психики (медицин-ский, физиологический, философский, теологический и др.) 2. Становление низших форм поведения и психики животных. 3. Развитие высших психических функций у человека. 4. Теории бессознательного (теория З. Фрейда, К. Юнга и др.). 5. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы.
Проблемные вопросы:
1. Какими научными и популярными направлениями можно объяснить происхождение психики и сознания. 2. Могут ли считаться сознательные решения человека сво-бодными, самостоятельными или они предопределены обстоя-тельствами, законами биологии, физиологии, влиянием социума? Обоснуйте свой ответ. 3. Решение о том, что подлежит осознанию, а что осознавать не следует, обычно принимается на неосознаваемом уровне, тогда зачем вообще нужно сознание? Обоснуйте свой ответ. 4. Измененные состояния психики (сон, галлюцинации и др.) – это иллюзии или реальность? Обоснуйте свой ответ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стадии и уровни психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)
Стадии и уровень психиче-ского отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, дос-тигших этого уровня развития 1 2 3
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. При-митивные элементы чувст-вительности. Развитая раз-дражимость.
Б. Высший уровень. Нали-чие ощущений. Появление важнейшего органа мани-пулирования – челюстей. Способность к формирова-нию элементарных услов-ных рефлексов.
А. Четкие реакции на био-логически значимые свой-ства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная спо-собность реагирования на биологически нейтраль-ные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
Б. Четкие реакции на био-логически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из во-ды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражи-телей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении име-ют жесткие врожденные программы.
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высшие (кольчатые чер-ви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. 1 2 3 2. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отра-жение внешней действи-тельности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействую-щих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти.
Б. высший уровень. Эле-ментарные формы мышле-ния (решение задач). Скла-дывание определенной «картины мира».
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ори-ентировочно-исследовательской, подго-товительной фазы. Способ-ность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найден-ного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитив-ных орудий. Способность к познанию окружающей действительности незави-симо от наличных биоло-гических потребностей. Непосредственное усмот-рение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).
А. Формирование двига-тельных навыков. Преоб-ладают ригидные, генети-чески запрограммирован-ные компоненты. Двига-тельные способности весь-ма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходь-ба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный по-иск положительных раз-дражителей, избегание от-рицательных (вредных), развитое защитное поведе-ние. Б. Высокоразвитые ин-стинктивные формы пове-дения. Способность к нау-чению.
В. выделение специализи-рованных органов манипу-лирования: лап и рук. Раз-витие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее при-обретенных знаний, умений и навыков.
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (от-части) некоторые высшие беспозвоночные (члени-стоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млеко-питающие).
В. Обезъяны, некоторые другие высшие позвоноч-ные (собаки, дельфины).
|
Категория: Психология |
Просмотров: 1015 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|