Пятница, 26.04.2024, 19:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск

Главная » 2010 » Февраль » 7 » Учет материалов
23:29
Учет материалов
6.4.4. Учет материалов

Общие правила учета материалов

При отражении движения материалов в бухгалтерском учете следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (с внесенными изменениями от 23.04.2002 N 33н). Оформление движения материалов производится с использованием унифицированных первичных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изм. и доп.).

Учет отпуска материалов на производство строительных работ
и списание материалов на себестоимость строительной
продукции

Под отпуском материалов на производство строительных работ понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для выполнения строительных работ, изготовления продукции, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. Отпуск материалов с центральных складов на приобъектные склады в учете должен отражаться не как списание материалов на производство, а как их перемещение внутри строительной организации.
При отпуске материалов их оценка производится одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО).
К разным группам (видам) материалов могут применяться различные способы оценки.
Отпуск материалов в производство осуществляется, как правило, на основании предварительно установленных лимитов, с указанием назначения использования материалов. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа и номер (шифр) или наименование затрат.
Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации на строительные участки, объекты и в другие подразделения организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма N М-11) - для внутреннего перемещения материалов. Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, используемых непосредственно при производстве строительных работ на объекте строительства, а также для контроля над соблюдением лимитов. Лимитно-заборные карты выписываются подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции, исходя из нормативной потребности в материалах на объемы выполняемых строительных работ, в двух или трех экземплярах сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации - получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля. Лицо, осуществляющее отпуск материалов, отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика). Отпускаются только те материалы, которые указаны в лимитно-заборной карте и в пределах установленных лимитов. Лимитно-заборная карта может выписываться и в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад. В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.
В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов, например дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (то есть расходов сверх норм). При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому допущен брак. При замене материала другим материалом оформляется требование на замену.
Расход материалов открытого хранения, количество, объем или вес которых нельзя установить точно в момент их использования в производстве, определяется путем ежемесячной инвентаризации остатков неизрасходованных материалов на конец отчетного месяца. Результаты инвентаризации оформляются актом, на основании которого расчетным путем определяется фактический расход по каждому из материалов.
Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения (без лимита). В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у материально ответственного лица. На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются объемы выполненных работ. Указанный акт является основанием для отражения списания материалов, полученных без указания назначения, в отчете о наличии и движении материальных ценностей. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией.
При поступлении материалов, минуя склад, непосредственно на строительную площадку приемка этих материалов осуществляется материально ответственным лицом в соответствии с порядком, установленным для учета операций по поступлению материалов. Полученные на строительной площадке материально ответственным лицом материалы считаются переданными ему под отчет. Учет использования и списания таких материалов в затраты осуществляется так же, как и материалов, полученных без указания назначения (без лимита).
Подразделения организации ежемесячно составляют отчет о наличии и движении материальных ценностей, который вместе с первичными документами по движению материалов (накладные и требования, лимитно-заборные карты, акты расхода материалов), передается в бухгалтерскую службу организации или иное подразделение (например, вычислительный центр) согласно утвержденному порядку документооборота.
До составления отчета о расходовании материалы считаются переданными под отчет прорабу или иному лицу, ответственному за ведение работ. Передача материалов под отчет отражается внутренней записью по счетам учета материально-производственных запасов.
Стоимость материалов, использованных непосредственно при производстве строительных работ, отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в составе прямых затрат по статье "Материалы", в корреспонденции со счетами учета материально-производственных запасов.
Стоимость материалов, израсходованных для нужд вспомогательного производства, отражается по дебету счета 23 "Вспомогательное производство" по соответствующим объектам учета затрат вспомогательного производства и включается в соответствующие статьи затрат в составе распределяемых расходов вспомогательного производства.
Стоимость материалов, израсходованных для обеспечения бесперебойной эксплуатации строительных машин и механизмов, отражается по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы" по соответствующим объектам учета затрат и включается в статью затрат "Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов".
Стоимость материалов, израсходованных для создания общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания, а также использованных для нужд управления организации в целом, отражается по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" и включается в статью "Накладные расходы" либо распределяется по объектам вспомогательного производства в составе распределяемых административно-управленческих расходов.

Особенности учета материалов заказчика

В соответствии со ст. 745 "Обеспечение строительства материалами и оборудованием" ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями или оборудованием, несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Если договором не предусмотрено обеспечение строительства материалами заказчика, то подрядчик, в случае необходимости, вправе приобрести материалы у заказчика по договору купли-продажи.
В случае выполнения работ из материалов заказчика в соответствии с условиями заключенного договора строительного подряда материалы передаются от заказчика к подрядчику по накладной или по акту, форма которого согласовывается сторонами, по цене, указанной в договоре, а при ее отсутствии - по условной цене, согласованной с заказчиком, которая может отличаться от балансовой оценки этих материалов у заказчика. В случае утраты или порчи материала заказчика ущерб будет взыскиваться с подрядчика исходя из цены, указанной в договоре, или согласованной условной оценки. Передача материалов подрядчику для строительства в соответствии с условиями договора строительного подряда не является для заказчика продажей активов.
На основании полученной накладной (акта) подрядчик приходует полученные материалы на забалансовый счет 003 "Материалы, принятые в переработку". К этому счету целесообразно открыть несколько субсчетов, например: 003-1 "Материалы заказчика на складе", 003-2 "Материалы заказчика, переданные под отчет".
При получении материалов на основании полученной накладной (акта) производится запись по дебету субсчета 003-1 "Материалы заказчика на складе".
При передаче материалов на строительную площадку производится запись по кредиту субсчета 003-1 "Материалы заказчика на складе" и одновременно по дебету субсчета 003-2 "Материалы заказчика, переданные под отчет".
При сдаче работ заказчику на стоимость использованных материалов заказчика делается запись по кредиту субсчета 003-2 "Материалы заказчика, переданные под отчет".
Если материалы не были использованы или по другим причинам возвращаются на склад, делается запись по кредиту субсчета 003-2 "Материалы заказчика, переданные под отчет" и дебету субсчета 003-1 "Материалы заказчика на складе".
Если материалы возвращаются заказчику по накладной или по акту, делается запись по кредиту субсчета 003-1 "Материалы заказчика на складе". Такая передача материалов подрядчиком не является для него продажей активов.
Если материалы заказчика испорчены или утрачены, то на основании акта о недостаче или порче материалов делается запись по кредиту субсчета 003-1 "Материалы заказчика на складе" и одновременно производится запись на балансовых счетах по дебету 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Стоимость недостающих материалов списывается за счет виновных лиц, установленных в соответствии с действующим порядком, а при их отсутствии - на счета учета доходов и расходов.
Если для строительства объекта, наряду с материалами заказчика, используются и собственные материалы подрядчика, необходимо составлять отдельные первичные документы на движение собственных материалов и материалов заказчика.

Учет материалов от сноса или демонтажа объектов
(возвратные материалы)

В случаях, когда в соответствии с технической документацией на строительство объекта производятся снос, разборка, демонтаж зданий, сооружений и конструкций, в результате произведенных действий может возникать возврат материалов, то есть материалов, пригодных к вторичному использованию (возвратные материалы).
Права собственности на возвратные материалы принадлежат собственнику сносимого, демонтируемого имущества.
В случае если по условиям договора возвратные материалы передаются в собственность подрядчика и используются им по своему усмотрению, поступление таких материалов отражается в учете как покупка или безвозмездное получение. Как правило, стоимость возвратных материалов определяется сторонами при заключении с заказчиком договора на снос, демонтаж имущества. В отдельных случаях стоимость возвратных материалов может определяться сторонами по окончании работ по сносу, демонтажу имущества исходя из фактического наличия и состояния возвратных материалов. При безвозмездном получении возвратных материалов их стоимость определяется подрядчиком по текущей рыночной стоимости.
Договором строительного подряда должен определяться порядок документирования и распоряжения возвратными материалами.
В случае если по условиям договора возвратные материалы передаются собственнику сносимого, демонтируемого имущества, строительная организации на основании приходного ордера отражает поступление данного имущества на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в условной оценке или цене, определенной в локальных сметных расчетах.
В случае если по условиям договора возвратные материалы должны использоваться подрядчиком в процессе выполнения строительных работ, они учитываются в порядке, установленном для учета материалов, полученных от заказчика для производства работ. Договорная стоимость выполняемых работ при этом уменьшается на стоимость таких материалов.
Стоимость возвратных материалов, поступивших в собственность подрядчика, может засчитываться в счет расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, если это предусмотрено договором подряда.

Учет специальной одежды и специальной оснастки

Учет специальной одежды и специальной оснастки осуществляется в общем порядке в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н.
Расходы на обеспечение специальной одеждой и стоимость используемой специальной оснастки относятся к косвенным расходам и учитываются по дебету балансового счета 26 "Общехозяйственные расходы".

Учет оборачиваемых материалов

К оборачиваемым материалам относятся материалы, используемые при выполнении строительных работ неоднократно (опалубка, щиты, настилы и др.).
Учет оборачиваемых материалов ведется на счете 10 "Материалы" обособленно. На основании технологических расчетов определяется срок или число раз их использования. Списание стоимости таких материалов производится либо путем переноса их стоимости на счета учета затрат равномерно исходя из числа раз использования этих материалов при производстве строительных работ, либо путем списания стоимости оборачиваемых материалов на счета учета затрат при их использовании и оприходовании материалов по остаточной стоимости по окончании выполнения работ.
При передаче оборачиваемых материалов в производство стоимость этих материалов отражается по дебету субсчета "Оборачиваемые материалы в эксплуатации", открываемого к счету 10 "Материалы", в корреспонденции с субсчетом счета 10 "Материалы", на котором оборачиваемые материалы учитываются при их приобретении.
В случае если использование оборачиваемых материалов отражается путем переноса их стоимости на счета учета затрат равномерно исходя из числа раз использования этих материалов при производстве строительных работ, то списание стоимости данных материалов отражается по дебету учета расходов основного производства в корреспонденции с субсчетом "Оборачиваемые материалы в эксплуатации" в сумме, кратной числу раз использования этих материалов в общей стоимости оборачиваемых материалов. Например, стоимость опалубки - 300 руб. - по технологическим расчетам может использоваться на трех строительных объектах. Однократное списание стоимости производится в сумме 100 руб. (300 руб. : 3). После трехкратного использования вся стоимость таких материалов будет отнесена в расходы по выполнению строительных работ. Перенесенная таким образом стоимость оборачиваемых материалов отражается в составе прямых расходов по статье "Материалы".
В случае если использование оборачиваемых материалов отражается путем списания их стоимости на счета учета затрат и оприходовании материалов по остаточной стоимости по окончании выполнения работ, то фактическая стоимость этих материалов списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 20 "Основное производство" в момент передачи оборачиваемых материалов для использования при выполнении строительных работ. По окончании выполнения строительных работ, на основании соответствующего расчета, отражается возврат материалов по остаточной стоимости записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство". При отражении возврата материалов уменьшаются прямые расходы по статье "Материалы".

Учет оборудования, приобретаемого подрядными строительными
организациями

Поставка оборудования на строительный объект силами подрядной строительной организации, в зависимости от условий договора с заказчиком, может представлять самостоятельный предмет договора (договор поставки оборудования) или являться составной частью предмета договора строительного подряда.
В случае если поставка оборудования является предметом самостоятельного договора поставки, приобретение такого оборудования и передача его в собственность заказчику отражаются в учете строительной организации как продажа товара. При этом стоимость проданного оборудования в расходы по ведению строительных работ не включается.
Если переданное в собственность заказчику оборудование подлежит дальнейшей наладке, сборке, монтажу и т.д., передача его в монтаж оформляется составляемым заказчиком актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15), утвержденным Постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
На основании второго экземпляра акта по форме ОС-1 полученное для монтажа оборудование отражается на забалансовом счете 005 "Оборудование, принятое для монтажа" в оценке, указанной в акте по форме ОС-15.
Расходы на наладочные, пусконаладочные, монтажные и другие работы по оборудованию, проданному заказчику и полученному от него для монтажа, отражаются в общем порядке в составе расходов на производство строительных работ.
В случае если поставка оборудования силами подрядной строительной организации является составной частью договора строительного подряда, итогом которого является приемка заказчиком смонтированного и готового к эксплуатации оборудования, приобретение оборудования, независимо от его стоимости и физико-технических характеристик, отражается у подрядчика на счете 10 "Материалы" в общеустановленном порядке. При формировании расходов на строительство объекта стоимость оборудования в составе материалов относится к прямым расходам.



























































































Категория: Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Просмотров: 7589 | Добавил: basic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz