Пятница, 26.04.2024, 18:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск

Главная » 2010 » Февраль » 7 » Строительство подрядным способом без привлечения специализированного заказчика
23:21
Строительство подрядным способом без привлечения специализированного заказчика
4.1.2. Строительство подрядным способом без привлечения
специализированного заказчика

Возможны следующие варианты строительства подрядным способом без привлечения специализированного заказчика:
1) застройщик привлекает к строительству объекта генподрядную строительную организацию, заключив с ней договор генерального подряда. Тогда всю ответственность перед застройщиком за строительство объекта несет генподрядчик;
2) застройщик самостоятельно выполняет функции генподрядчика, связанные с координированием строительства, содержанием строительной площадки, без выполнения СМР собственными силами, привлекая к выполнению отдельных видов и комплексов работ подрядные строительные организации. При этом каждый из привлеченных подрядчиков несет перед застройщиком ответственность за свой объем работ.
К данным ситуациям целиком и полностью подходит базовый порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, рассмотренный в гл. 3.

4.1.3. Строительство с привлечением специализированного
заказчика

Бухгалтерский и налоговый учет инвестиционно-строительной деятельности у застройщика, когда строительство ведется с привлечением специализированного заказчика, зависит от того, какой заказчик привлекается (полный или технический) и кто (заказчик или застройщик) осуществляет ведение бухгалтерского учета производимых при строительстве затрат.
В случае привлечения технического заказчика бухгалтерский и налоговый учет затрат по строительству осуществляется самим застройщиком в порядке, рассмотренном в гл. 3. Особенностью бухгалтерского учета является то, что в составе прочих капитальных затрат застройщик учитывает сумму вознаграждения, начисленного заказчику за выполнение им функций технического заказчика.
Сумма НДС по оказанным услугам, связанным с выполнением функций технического заказчика, учитывается застройщиком так же, как и суммы налога, предъявленные подрядными организациями.
В случае привлечения полного заказчика все зависит от того, кто ведет бухгалтерский учет затрат по строительству. Рассмотрим в отдельности каждый из возможных вариантов.
Классическим вариантом, к которому все привыкли, является следующий: учет должен вести привлеченный заказчик. Почему? Так принято. Другого варианта ответа нет. Однако жизнь диктует свои правила.
В настоящее время к порядку ведения бухгалтерского учета при осуществлении капитальных вложений существует два подхода: формальный и основанный на профессиональном суждении.
Формальный подход базируется на действующих нормативных документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета. К таким документам можно отнести Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В соответствии с п. 1.4 настоящего документа бухгалтерский учет производимых при строительстве затрат ведет застройщик. Однако понятие "застройщик", данное в этом документе, а также в ПБУ 2/94 (документе одного иерархического уровня и близкого по дате принятия), почти совпадает с понятием "заказчик", данным в Законе от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" "Застройщик" по ПБУ 2/94 - это инвестор или лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству. "Заказчик" по Закону N 39-ФЗ - это лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. Учитывая, что федеральный закон является документом более высокого уровня, а также принят более поздней датой, можно сделать вывод, что "застройщик" (по ПБУ) - это сегодняшний "заказчик".
Таким образом, согласно действующему на сегодняшний день Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций бухгалтерский учет затрат по строительству должен вести заказчик.
На сегодняшний день формальный подход имеет ряд серьезных недостатков:
1) в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Следовательно, можно сделать вывод, что этот счет может применяться только у застройщика;
2) выполнение функций заказчика - конкретный перечень функций, выполняемых в рамках гражданско-правовой сделки. Такая сделка оформляется договором, носящим признаки возмездного оказания услуг и агентирования. А такие хозяйственные ситуации имеют собственный порядок отражения их в бухгалтерском учете и для целей налогообложения. И этот порядок не связан с ведением агентом (заказчиком) счета 08;
3) ведение затрат по строительству в балансе заказчика не позволяет использовать право застройщика на своевременный налоговый вычет по НДС, предусмотренный Налоговым кодексом, по окончании каждого налогового периода. Приходится ждать окончания строительства, когда заказчик передаст затраты каждому инвестору.
Все эти недостатки формального подхода диктуют необходимость поиска альтернативных методов учета затрат по строительству с привлечением специализированного заказчика. Такие поиски всегда сопряжены с риском для налогоплательщиков. Тем более что официальные органы исполнительной власти по данной проблеме не высказывались.
Подход, основанный на профессиональном суждении, менее категоричен, но при этом слабо подтвержден нормативной базой.
По мнению автора, следует так выстраивать хозяйственные ситуации в рамках капитального строительства, чтобы были соблюдены интересы всех участников строительства и достоверно формировалась бухгалтерская отчетность.
Например, если к договору на выполнение функций заказчика подходить как к агентскому договору, предусмотрев в нем необходимость ежемесячного представления агентом (заказчиком) застройщику отчета о выполнении поручения принципала (застройщика) с расчетом произведенных при этом затрат, с представлением ему всех первичных документов, подтверждающих понесенные затраты, сводного счета-фактуры, акта на собственные услуги и счета-фактуры на них, то учет затрат по строительству будет формироваться у застройщика.
В бухгалтерском учете суммы затрат, полученных от заказчика, на основании отчетов заказчика отражаются у застройщика по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 76, где ранее были учтены суммы, перечисленные заказчику для исполнения поручения застройщика (либо признается кредиторская задолженность по расчетам с заказчиком).
В случае, когда речь идет о собственном строительстве, суммы "входящего" НДС, полученные от заказчика на основании сводных счетов-фактур, и НДС от услуг заказчика на основании счета-фактуры, предъявленного заказчиком, принимаются к налоговому вычету установленным порядком при соблюдении условий п. 1 ст. 172 НК РФ. Если речь идет о строительстве жилых домов и жилых помещений, предназначенных для продажи по договорам купли-продажи, суммы "входящего" НДС к налоговому вычету не принимаются, а впоследствии включаются в стоимость построенных объектов.
Если в соответствии с условиями договора на выполнение функций заказчика бухгалтерский учет затрат по строительству должен вести заказчик, то он передает эти затраты застройщику по окончании строительства. При этом оформляется сводная ведомость затрат по строительству, с разбивкой затрат по технологической структуре капитальных вложений, произвольной формы (желательно заранее утвержденной в договоре с заказчиком); сводный счет-фактура; акт о выполнении услуг заказчика; счет-фактура на сумму НДС по услугам заказчика и извещение (авизо) о передаче затрат на баланс застройщика.
Порядок предъявления сводного счета-фактуры приведен в Письме Минфина России от 24.05.2006 N 03-04-10/07: "Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах на основании счетов-фактур, ранее полученных заказчиком от подрядных организаций по выполненным строительно-монтажным работам и поставщиков товаров (работ, услуг). При этом в данном счете-фактуре строительно-монтажные работы и товары (работы, услуги) выделяются в самостоятельные позиции. Второй экземпляр сводного счета-фактуры хранится у заказчика в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж. Кроме того, к сводному счету-фактуре заказчиком прилагаются копии платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога подрядным организациям по строительно-монтажным работам, поставщикам товаров (работ, услуг), а также таможенным органам (копии платежных поручений с выписками банка о списании с расчетного счета заказчика указанных денежных средств). Сводные счета-фактуры с приложениями, полученные инвестором от заказчика, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок по мере принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по соответствующим объектам капитального строительства".
Возможна также ситуация, когда учет затрат по строительству ведется как застройщиком (например, расходы на проектирование, арендная плата за землю), так и заказчиком (затраты на строительство). Бытует мнение, что этого не должно быть. Если учет ведет заказчик, то застройщик должен передать ему для учета все затраты, произведенные самим застройщиком. Автор не согласен с этим утверждением. Если по окончании строительства объект обретет одного хозяина - застройщика, которому заказчик передаст все затраты по его строительству, то для чего застройщик раньше передавал заказчику свои затраты? Чтобы потом получить их обратно? Ведь первоначальную стоимость основного средства формирует не заказчик, а застройщик, поскольку у него объект будет числиться на балансе в составе основных средств. Он же заполняет форму ОС-1.
Ситуация несколько меняется, когда у строящегося объекта два и более инвестора, а заказчик должен по окончании строительства распределить между ними стоимость построенного объекта и "раздать" каждому инвестору свой кусок. В этом случае создание единого центра учета затрат имеет смысл. Застройщик может передавать заказчику произведенные расходы в качестве своего взноса на финансирование строительства, отразив их по дебету счета 76. А заказчик, приняв эти расходы, на основании извещения (авизо) застройщика и копий документов, подтверждающих сумму произведенных расходов, учитывает их по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 76.
В случае ведения учета затрат по строительству как заказчиком, так и застройщиком последний, получив от заказчика затраты по строительству на основании ранее перечисленных документов, отражает их по дебету счета 08. Далее у застройщика все в обычном порядке, как при строительстве для собственного потребления.



































Категория: Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Просмотров: 3985 | Добавил: basic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz