ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - 10 Февраля 2010 - Лекции
Пятница, 09.12.2016, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск
Главная » 2010 » Февраль » 10 » ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
23:36
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА 
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Основные понятия: форма организации учебной деятельности, урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные заня-тия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные за-нятия, консультация, методы обучения, приемы обучения, клас-сификация методов обучения, средства обучения, классификация средств обучения.

Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определен-ное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности.
Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получе-ния педагогически запланированного результата.
 Среди основных форм учебной деятельности в любых об-разовательных учреждениях выделяют урок, лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
 Форма проведения занятия выбирается в зависимости от це-лей, задач, методов, стандартов образования. Понимание сущности форм учебной деятельности позволит правильно подготовиться к занятию и наиболее успешно освоить требования рабочих программ по различным дисциплинам.
Урок – это ограниченная во времени, организованная сис-тема обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их способностей и совершен-ствование опыта педагога.
В школе урок является основной формой проведения занятий и может включать в себя другие различные элементы воспи-тательно-образовательного процесса. Но высшее образование в настоящее время в силу своих особенностей опирается на иные формы организации учебной деятельности студентов. Основными среди них являются лекция, семинарские, практические и лабора-торные занятия
Лекция – это форма учебного процесса, основанная на пе-редаче преподавателем новых знаний, изложении учебного ма-териала для его целостного усвоения студентами (слушателями) в логической взаимосвязи.
Продолжительность лекции в вузах, как правило, составляет 2 академических часа, что равно 1,5 астрономическим часам. Ма-териал для лекции преподаватель подбирает в соответствии с требованиями государственного стандарта образования и рабочей программы по предмету. Могут использоваться так же собствен-ные, авторские разработки. Чаще всего используются лекции в режиме монолога преподавателя с учетом обратной связи студен-тов (вопросы, уточнения и т.п.). Для стимулирования познава-тельных процессов студентов, их активизации в процессе обучения применяются лекции в режиме диалога, лекции – диспуты, лекции – конференции и т.д. 
Диспут – форма учебного процесса, связанная с публичным обсуждением спорных вопросов, свободным обменом мнениями. 
Диспут позволяет в атмосфере конструктивно-делового обсуждения прояснить наиболее интересные или трудные места в учебном материале, получить дополнительную информацию (как студентам, так и преподавателю), наметить пути дальнейшего из-ложения материала для данной группы студентов.
Конференция – форма учебного процесса, связанная с пуб-личными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением. 
Конференции дают возможность для самостоятельной твор-ческой деятельности студента в процессе подготовки своего пуб-личного выступления. При проведении конференции студент может проявить себя, узнать новое, более глубоко разобраться в уже изученном материале. Проведение конференций часто ис-пользуется для дополнительного образования студентов и расши-рения научной деятельности студентов и преподавателей.
Семинарские занятия (или семинар) – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студен-тами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем, тем для дальнейшего совместного обсуждения. 
Главной составляющей семинарской работы является до-машняя подготовка. По ее итогам студентами могут быть выпол-нены доклады, рефераты, конспекты по теме занятия. В процессе проведения семинара студенты более глубоко осмысливают учебный материал, а преподаватель может оценить степень их готовности к занятию, уровень понимания обсуждаемых вопросов, прояснить наиболее сложные места.
Практические занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической работе по отработке ранее полу-ченных знаний, формировании умений и навыков.
Практические занятия включают в себя решение задач, по-строение чертежей, выполнение тестов, проигрывание различных ситуаций и т.п. в зависимости от изучаемого предмета. Практиче-ские занятия могут также называться тренингами, тренировками, практикумами.
Лабораторные занятия – форма учебного процесса, по-строенная на практической обработке полученных знаний путем проведения различных лабораторных испытаний.
Наиболее часто лабораторные занятия проводятся по есте-ственнонаучным и техническим дисциплинам, таким как физика, химия, электротехника, строительные материалы и др.
В процесс обучения входят также и функции проверки зна-ний студентов. Для этого существуют такие формы организации учебного процесса как самостоятельные, проверочные, контроль-ные работы, но основными формами проверки являются зачет и экзамен.
Зачет – форма учебного процесса по контролю и оценке ос-воения студентами практических навыков по изучаемой дисцип-лине.
Экзамен – форма учебного процесса по контролю и оценке освоения студентами теоретических знаний по изучаемой дис-циплине.
Зачет может проводиться по окончанию изучения как дис-циплины в целом, так и отдельных ее частей, один или несколько раз в семестр. Экзамен включает в себя оценку всего теоретиче-ского материала, изучаемого в течение семестра. 
Для наиболее успешного процесса обучение существуют также дополнительные формы организации учебного процесса, такие как факультативные занятия и консультации. Цель допол-нительных форм – восполнение пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворение повышенного интереса к предмету.
Факультативные занятия (или факультатив) – форма учебного процесса, направленная на расширение научно-теоретических знаний и практических навыков студентов, раз-витие их познавательных интересов, творческих способностей и профориентацию.
Факультативы проводятся по специальным программам, со-гласованным с программами обязательных предметов. От основ-ных занятий они отличаются глубиной, широтой, новизной мате-риала. Служат для раскрытия творческого потенциала как сту-дентов, так и преподавателей.
Консультация – форма учебного процесса, заключающаяся в том, чтобы помочь студентам преодолеть трудности и пре-пятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, ока-зать поддержку в углубленном изучении предмета.
Проходит консультация в форме ответов преподавателем на вопросы студентов. Она может быть как групповой, так и инди-видуальной.
Для успешного достижения целей каждой формы организа-ции учебного процесса выбираются определенные методы обу-чения.
Методы обучения – это взаимосвязанные способы дея-тельности преподавателя и студента, направленные на овладе-ние учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения.
По мере развития человечества и совершенствования общей культуры общества менялись и методы обучения. Так в перво-бытном обществе и в древние времена преобладали методы обу-чения, основанные на подражании. Методы наблюдения и по-вторения действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи информации подрастающему поколению. 
По мере усложнения освоенных человеком действий и рас-ширения объема накопленных знаний, человек стал прибегать к словесным объяснениям. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а затем и печатного слова. В период великих географических открытий большое развитие получают методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полу-ченные знания. 
Мотивация учащихся к усвоению знаний способствует тому, что педагоги стали прибегать к использованию проблемных ме-тодов обучения.
Развитие гуманитарных наук привело общество к пониманию того, что учащийся нуждается не только в обучении, но в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. 





 
Схема 2
Методы обучения


 
Рассмотрим некоторые методы ведения занятий.
Лекция – беседа является диалогическим методом обуче-ния, при котором преподаватель с помощью тщательно проду-манной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит их к пониманию нового материала или проверяет ус-воение уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой позна-вательной деятельности учащихся и места беседы в процессе вы-деляют несколько видов бесед.
Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.
Для непосредственного сообщения новых знаний использу-ются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, от-крываю), в ходе которой преподаватель, опираясь на имеющиеся у студентов знания и практический опыт, подводит их к само-стоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов. Успех проведения беседы во многом зависит от пра-вильности постановки вопросов. 
Метод бесед имеет ряд преимуществ:
• активизирует деятельность учащихся;
• развивает их память и речь;
• помогает контролировать знания учащихся;
• может быть проводником личностного воздействия преподавателя на студента.
Метод создания ситуации творческого поиска связан с созданием противоречивой задачи, решение которой требует широкого «умственного размаха» учащихся. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. 
Постановка проблемы или создание проблемной ситуа-ции предполагает представление учебного материала в виде дос-тупно, образно и ярко излагаемой проблемы. Проблемными яв-ляются ситуации, в которых студент ощущает отсутствие готового стандарта (алгоритма, правила, способа) решения и пытается его найти. Особым классом учебных проблем, содержащих в себе противоречие, являются те, что в истории науки имели статус на-учных проблем и получили свое разрешение в трудах ученых, в производственной и социальной практике. Учебные проблемы должны быть доступны по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, ле-жать в русле изучаемого предмета и быть значимыми в усвоении нового материала и развития личности – общего и профессио-нального.
Игровые методы обучения. Ценным методом стимулиро-вания интереса к учению выступает метод использования раз-личных игр и игровых форм организации познавательной дея-тельности. Так деловая игра позволяет задать в обучении пред-метное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности и тем самым создать условия для формирования личности специалиста. В игру разработчик закладывает систему учебных заданий в форме описания конкретных производствен-ных, социальных ситуаций. Эти ситуации могут содержать про-тиворечивые, избыточные или попросту неверные данные, взаи-моисключающие альтернативы и т.п. В процессе игры студент должен провести анализ этих ситуаций, вычленить проблему, пе-ревести ее в задачный вид, разработать способы и средства реше-ния, принять само решение и убедить других в его правильности, осуществив соответствующие практические действия. Таким об-разом, создаются условия не передачи информации от преподава-теля к студенту, а порождение знаний в совместной деятельности и диалогическом общении участников игры. 
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода. 
Например, в методе работы с книгой выделяют следующие приемы: 
• конспектирование, 
• составление плана текста, 
• подготовка тезисов, 
• цитирование, 
• составление аннотаций, 
• рецензирование и др. 
Прием служит для усиления эффективности применения ме-тода обучения и может быть детальным дополнением к методу обучения.

В педагогике на сегодняшний день нет однозначного толко-вания понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных це-лей обучения. Другие к средствам обучения относят интеллекту-альные средства осуществления мыслительной деятельности, ко-торые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства, которыми учащийся пользуется в процессе учения и на средства, которые использует педагог для создания условий учения для учащихся. Четвертые этим термином обозначают все содержание и весь проект обучения, и средства-инструменты обучения. Главное назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного мате-риала. 
Средства обучения – это специально разработанные ма-териальные и материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебной деятельности.
Классификация средств обучения представлена на схеме 3.
Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обу-чения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания. Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. При опытной проверке эффективности запоминания текста установ-лено, что при слуховом восприятии усваивается учащимися 15% информации, при зрительном – 25%, а в комплексе – 65%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что педагог должен соче-тать словесные и наглядные методы изложения материала.

Схема 3.





















Вопросы и задания для самопроверки

1. Как связаны между собой культура и образование?
2. Какие требования предъявляют к содержанию образования?
3. В чем состоит непрерывность образования?
4. Чем характеризуется образование как система?
5. Что можно рассматривать как результат образования?
6. В чем состоит единство образования и самообразования?
7. Перечислите известные вам формы организации учебной деятельности, используемые в вузе.
8. Что принципиально отличает методы обучения от форм ор-ганизации учебной деятельности?
9. Какая из форм организации учебной деятельности кажется вам наиболее продуктивной? Обоснуйте свой ответ.
10. Предложите 2 -3 темы для практического занятия по курсу «Психология и педагогика». Почему именно эти темы вас заинтересовали.
11. Предложите 2 -3 темы для конференции по любому из изучаемых вами технических предметов. Почему именно эти темы вас заинтересовали?
12. Предложите 2 -3 темы для диспута по любому из изу-чаемых вами гуманитарных предметов. Почему именно эти темы вас заинтересовали?
13. Какова роль методов обучения в образовательном про-цессе?
14. Как исторически менялась роль методов обучения в педагогическом процессе?
15. Проанализируйте, какие методы обучения используют преподаватели на занятиях с вами.
16. Какой из методов Вам кажется наиболее эффективным?
17. Какова роль приемов в процессе обучения?
18. Что отличает точки зрения педагогов на характеристику понятия «средства обучения»? 
19. Классифицируйте средства обучения, которые исполь-зуются вашими преподавателями.










































































Категория: Психология | Просмотров: 36350 | Добавил: basic | Рейтинг: 2.9/7
Всего комментариев: 4
4  
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

3  
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

2  
compounding pharmacy versailles kentucky http://sundrugstore.net/products/nizoral.htm cvs pharmacy application

1  
Небольшая "выжимка" из описания моих услуг: Школьная программа по химии 8-11 классы (теория и задачи, устранение пробелов, подготовка домашних заданий), подготовка к ЕГЭ, к поступлению в ВУЗы (МГУ, ММА, РГМУ, стомат., РХТУ и др.), помощь по химии студентам. Особенности занятий: индивидуальный подход к каждому ученику (персональные программа и задания), меньше пустой "академичности" в теории - больше простых и понятных аналогий.


За подробностями в "красках" добро пожаловать на мою страничку репетитор-химии.РФ :)
C уважением, Дмитрий Анатольевич!

ключевые слова: подготовка в мед. ВУЗы

[url=http://www.det-sad.com/zp-2/comment-page-6#comment-39239
]услуги репетитора по химии
[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz