|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 15
|
усилия для того, чтобы в будущем шкафу ящики хорошо выдвигались, а полки были просторными. В первом случае, кое-как сделанный шкаф не позволит удобно хранить знания, и может оказаться столь неприглядным, что человек вовсе не будет им пользоваться, особенно если окружающие не будут уделять особого внимания поддержанию этого "книжного шкафа" в порядке. Во втором случае, у начинающего свою жизнь взрослого человека в распоряжении будет удобное место для обработки и хранения знаний, которое он сможет использовать, особенно если окружающие создадут все условия для того, чтобы эти знания были ему посильны. Отсюда видно, что среда играет важнейшую роль в проявлении генетического потенциала. Существует еще один очень важный фактор, тесно связанный с влиянием внешней среды. Дело в том, что интеллектуальное развитие происходит главным образом в первые 20 лет жизни, причем в разном возрасте с различной скоростью. Психологи утверждают, что к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти. Таким образом, эти годы играют важнейшую роль и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большей степени определяется тем, как сформируются умственные структуры в детстве. Существуют два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Другие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой "веерообразный" поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям, свойствен ДИВЕРГЕНТНОМУ МЫШЛЕНИЮ. Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с "пустыми глазами идиота", найдет два десятка различных применений зубочистке. Пикассо говорил: "Я не ищу, я нахожу". Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стоны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Важно помнить, что творческая способность воспитывается, в основном, до 10-летнего возраста. Предпринимались попытки установить связь между интеллектом и творческими способностями у детей 11-12 лет. Оценив у испытуемых количественно эти две характеристики, ученые провели серию собеседований и наблюдений. Это позволило выяснить, каким образом эти дети решают свои жизненные проблемы в зависимости от того, к какой группе они были отнесены - к высокоинтеллектуальным и высокотворческим, к высокоинтеллектуальным и малотворческим, к малоинтеллектуальным и высокотворческим, малоинтеллектуальным и малотворческим. Дети первой группы уверены в своих возможностях. Они, по-видимому, хорошо контролируют свои действия, оставаясь в то же время в этих своих действиях вполне свободными. Они легко могут переходить, смотря по обстоятельствам, от детского к взрослому стилю поведения. Они проявляют большой интерес ко всему новому, не боясь прослыть "баламутами" в рамках традиционной конформистской системы воспитания. У детей с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями вся энергия направлена на достижение успеха. Любая неудача воспринимается ими как катастрофа. Именно поэтому они чаще всего избегают риска и не любят высказывать собственное мнение, ограничиваясь лишь ответами на вопросы. Подобная сдержанность не дает им возможности открыться своим приятелям, и поэтому они всегда несколько "отгорожены" от них.
|
Категория: Психология |
Просмотров: 744 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|