Четверг, 25.04.2024, 10:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск

Главная » 2010 » Февраль » 10 » ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
23:33
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Основные понятия: психика, поведение, деятельность, головной мозг, центральная нервная система (ЦНС), сознание, бессозна-тельное, структура сознания.


Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.

Под термином «психика» в психологии обозначают все фе-номены внутренней, духовной, душевной жизни, проявляющиеся в сознании, поведении, деятельности человека. Это могут быть как сознание, так и бессознательное, отдельные психические образы и потребности, мотивы, волевые процессы, эмоции. Это может быть и сама личность человека, как способ организации всех психических феноменов, ее оценочные суждения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности. Психика человека проявляется в его речи, мимике, пантомимике, внешних реакциях (покраснение, потовыделение и пр.), внутренних реак-циях организма (сердечный ритм, артериальное давление).
Современная психология рассматривает психику как сис-темное свойство высокоорганизованной материи, заключающее-ся в активном отражении субъектом объективного мира и са-морегуляции на этой основе поведения и деятельности. Психика – это не материя, а ее свойство, проявляющееся во взаимодействии с объектами или субъектами. Психика идеальна.
Психика возникла и развивается в неприрывном взаимодей-ствии с окружающим физическим миром. Характер и результаты этого взаимодействия определяются конкретными физическими условиями, например время суток, время года, сила тяжести, гра-витационное поле, различные виды энергии и пр. Все эти физиче-ские условия, иначе специфические свойства Земли выдвинули требования, которым должны были удовлетворять все организмы, населяющие эту планету. Этим же требованиям должна удовлетворять наша психика, как регулятор поведения организма.
В процессе филогенеза (эволюции органического мира) у живых организмов выработалась способность сохранять относи-тельное постоянство внутренней среды в условиях Земли. Это свойство называется гомеостазом. Для поддержания гомеостаза у позвоночных сформировались регуляторные системы: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Таким образом, вырабаты-ваются механизмы приспособления к окружающей среде: спо-собность к перемещению породила потребность в особых органах, информирующих организм об изменениях в окружающей среде. Перемещаясь в пространстве, организм сам создает постоянно изменяющиеся условия, в которых он находится. Важным условием выживания становится знание об изменениях. Например, организму поздно реагировать на огонь, после того как он в него попал, следовательно, для выживания необходимы преду-преждающие знания. Так в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистра-ции биологически значимых событий – психика. Иными словами, психика возникает тогда, когда возникает система специализиро-ванных клеток, чувствительных к биологически нейтральным действиям, когда появляется способность строить образ окру-жающей среды и как следствие формируется определенное, пси-хически обусловленное поведение.
Обычно под поведением подразумевают определенным об-разом организованную деятельность, которая осуществляет связь организма с окружающей средой. Следует отметить, что у чело-века внутренний план создания отдифференцирован от поведения, тогда как у животных психика и поведение образуют непо-средственное единство (Приложение 1). Также выделяют три ос-новных, различных по психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение. Под инстинктами подразумевают действия или более сложные акты поведения, которые проявляются сразу как бы готовыми, незави-симо от научения или индивидуального опыта, являющиеся на-следственно закрепленным продуктом филогенетического разви-тия. Так цыпленок будет клевать зерна без предварительного научения, не обладая собственным опытом.
По словам С. Л. Рубинштейна, говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинк-тивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и на-следственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм по-ведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредованно его онтогенезом. [2, с. 103]. Под онтогенезом в широком смысле подразумевают процесс развития индивидуального организма.
Психика человека отличается от психики животных, прежде всего, своей сознательностью. До сих пор в психологии идут жаркие споры на предмет определения, возникновения и развития человеческого сознания. Наиболее распространенным взглядом в психологии, на сегодняшний день, является представление о психике человека и его сознании как результата общественно-трудовой деятельности, результата общения с другими людьми и включенности в различные виды деятельности (игра, учеба, на-учно-познавательная, производственная и другие виды деятель-ности). Так в онтогенезе возникает и начинает формироваться индивидуальное сознание ребенка. Для его формирования необ-ходимы совместная деятельность, общение ребенка с взрослым, выделение, осознание и совместное обозначение цели взаимодей-ствия. Сначала филогенетического и онтогенетического возник-новения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая изначально является средст-вом общения (сообщения), а затем становится средством мышле-ния (обобщения).
Благодаря языку и речи осуществляется особая форма обо-гащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышле-ния, памяти, внимания, профессионального воображения, эмо-циональной и волевой сфер личности, формирования человече-ских потребностей (эстетических, нравственных, профессиональ-ных).
Важное значение для развития человеческой психики, а именно человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер деятельности человека. В начале своего развития созна-ние человека предполагает осознание внешнего мира, затем осоз-нание самого себя, своих ощущений, представлений, чувств.
В целом, психика человека – это субъективный образ объек-тивного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности. Сущность психики состоит в отражении объ-ективной реальности и оно субъективно, индивидуально, своеоб-разно, так внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей, своеобразия ситуативных психических состояний индивида. Это отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в ко-торой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой социальный опыт. Психическое отражение не одномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира.
С точки зрения влияния на деятельность и поведение чело-века выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции пси-хики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). Также выделяют функции: отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция от-ношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Характерной особенностью психического является актив-ность. Тот или иной характер отношения человека к действитель-ности побуждает его проявлять соответствующую активность. Другая важная особенность психики – это способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, соци-альных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. А при опре-деленном развитии психика способна и так называемому опере-жающему отражению действительности (проектированию, пред-видению, например, экологических процессов и явлений).
Сознание человека – это высший этап в развитии психики. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого по-знания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
В целом, в психологии выделяют три уровня психического отражения: 1. досознательный (природообусловленный); 2. соз-нательный; 3. послесознательный, надсознательный.
Следует подчеркнуть, что в психике есть две стороны: не-осознаваемое и осознаваемое. Разобраться в этом, нам поможет следующая информация.

























































Категория: Психология | Просмотров: 2798 | Добавил: basic | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz