Пятница, 26.04.2024, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск

Главная » 2010 » Февраль » 10 » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.
23:36
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.


Основные понятия: образование, цель образования, со-держание образования, система образования, типы образова-тельных учреждений, педагогический процесс, обучение, разви-тие, воспитание, знания, умения, навыки, самообразование, госу-дарственные органы управления образованием, общественные органы управления образовательными учреждениями, образова-тельный стандарт, непрерывность образования, дидактика, ди-дактические принципы (принципы обучения)

Образование является одним из многоаспектных понятий, которые изучаются целым рядом наук: педагогикой, философией, культурологией, социологией и др. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями су-ществования общества: экономическими, политическими, соци-альными, культурными, и другими.
Связь образования и культуры является наиболее тесной и проявляется в ориентации образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводя-щаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. Красноречива в этом плане метафора, что образование и культура совместно образуют «большое дыхание», ритмичное дыхание, аналогичное вдоху и выдоху. «На «вдохе» образование «втягива-ет» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства, и само становится особой формой и образом культуры. На «выдохе» культура воспроизво-дится, давая социуму культурную форму и дееспособность (В.Ф.Сидоренко). 
Истоки самого понятия «образования» соотносятся с поня-тием «образа», способом создания своего образа, лика, личности. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: 
• как образовательная система;
• как образовательный процесс; 
• как результат этого процесса. 
Схема 1





СИСТЕМА ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТ












Образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов, которая характеризуется:
1. социальным масштабом (образование в мире, стране, обществе, регионе, организации и.т.д.; государственное, частное, обще-ственное, светское, религиозное и т.д.);
2. ступенью образования (дошкольное, школьное, высшее, по-вышение квалификации, аспирантура, докторантура);
3. профилем образования (общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное).
Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями уча-стников этого процесса. 
Процесс образования предполагает разграничение двух его сторон:
1. Обучение в единстве с воспитанием;
2. Учение (научение) – включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, личностные и коммуника-тивные тренинги, что способствует всестороннему развитию обучающегося.
Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверяет этот факт документом.
Рассматривается в двух планах:
1. образ результата (фиксируется в форме образовательного стандарта), включает требования к знаниям, умениям и качествам человека;
2. сам человек и его опыт как совокупность сформированных ка-честв, знаний и умений. Результатом образования в этом плане является образованность общая или профессионально-содержательная.
Совокупный результат образовательного процесса может выражаться, например, в понятии «современное образование мо-лодежи».
Обозначая цель образования, выделяют внешнюю и внут-реннюю ее направленность. Внешняя цель образования как госу-дарственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производитель-ных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя цель образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями, навыками и возможностью их применения на практике.
 Современное понимание образования находим в Законе Российской Федерации «Об образовании»: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обуче-ние и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Общие требования к содер-жанию образования изложены в статье этого закона:
1. Содержание образования является одним из факторов эко-номического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
• на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
• на развитие гражданского общества;
• на укрепление и совершенствование правового госу-дарства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
• интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
• формирование чаловека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенст-вование этого общества;
• воспроизведение и развитие кадрового потенциала обще-ства.
 Среди основных направлений реформирования образова-тельных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются: общепланетарный глобализм и гуманизация образо-вания; культуроведческая социологизация и экологизация содер-жания образования, междисциплинарная интеграция в техноло-гии образования, ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.
В современном обществе ответственность за воспитание всесторонне развитого человека возложена на систему образова-ния как специально разработанный социальный институт с орга-низованной системой связей. Система образования в РФ имеет следующие основные типы образовательных учреждений:
• дошкольное воспитание (детский сад, ясли-сад, про-гимназии, центры детского развития и др.);
• общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) с внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, а также специальные образовательные учреждения для детей с различными от-клонениями психического здоровья;
• детские дома;
• профессионально-техническое образование (звено среднего профессионального в виде таких учреждений как техникумы, училища, колледжи, лицеи и звено высшего профессионального образования: институты, университеты, академии);
• послевузовское профессиональное образование (аспи-рантура, докторантура, ординатура и др.);
• системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Таким образом, образование как процесс является непре-рывным и не прекращается до конца сознательной жизни человека. Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрения образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Не-прерывность образования будет обеспечена, если при проекти-ровании системы образования будут учтены и рассмотрены усло-вия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.
К непрерывному образованию сегодня относят также все виды дополнительного (музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, натуралистов и др. клубы по интересам), послевузовского второго, третьего и дальнейшего образования, переквалификацию, получение новой профессии и образование в целях личностного роста человека.
Возможности функционирования всех видов образования осуществляется с помощью организации педагогического про-цесса.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на ре-шение развивающих и образовательных задач.



Компоненты педагогического процесса:
1. Субъекты педагогического процесса (педагоги и воспитан-ники)
2. Содержание образования (присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообра-зии в процессе взаимодействие субъектов педагогического процесса)
3. Педагогические средства (специально организованные ус-ловия при наличии хорошей материальной базы)
4. Цели образования
5. Формы
6. Результаты обучения
Целостный педагогический процесс предполагает такую ор-ганизацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сба-лансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства и волю. Аспектами целостности являются:
1. Содержательно-целевой (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру);
2. Организационно-процессуальный (единство содержания об-разования, делового взаимодействия педагогов и воспитанни-ков, а также взаимодействие их на уровне личностных отно-шений и самообразования);
3. Операционально-технологический (отношение к учебно-воспитательному процессу с позиций субъект-субъектных от-ношений).
Реализация в единстве образовательных, развивающих и воспитательных задач при условии целостности деятельности воспитанника и деятельности педагога и есть сущностная харак-теристика педагогического процесса как целостного явления.
Обучение и воспитание в целостном педагогическом про-цессе выступают интегрировано, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.
«Процесс обучения – это общение, в процессе которого происходят управляемое познание, усвоение общественно–исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (П. И. Пидкасистый).
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально–деятельностном подходе. Слово одновременно явля-ется средством выражения и познания сущности изучаемого яв-ления, орудием коммуникации и организации практической по-знавательной деятельности учащихся. Обучение – это двусторон-ний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педа-гоги и воспитанники: преподавание и учение.
Основными компонентами процесса обучения являются:
1. Дидактический компонент (обобщает цели, содержание, ви-ды, методы, средства, способы и формы обучения);
2. Гносеологический компонент (определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися под руководством педагога объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя.);
3. Психологический компонент (охватывает преимущественно внутреннюю, психологическую сторону познавательной дея-тельности учащихся в процессе обучения);
4. Кибернетический компонент (отражает все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию ин-формационных потоков, управление усвоением информации);
5. Социологический компонент (охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимо-связи, направленность, социальную значимость обучения);
6. Организационный компонент (включает организацию учеб-ного и преподавательского труда, их материально–техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабель-ность др.).
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического про-цесса на всестороннее творческое саморазвитие личности учаще-гося обуславливают функции обучения:
1. Образовательную (освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практи-ке);
2. Воспитывающую (формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.)
3. Развивающую (ориентация на развитие личности как цело-стной психической системы, включающей речь, мышление, сенсорную, эмоционально–волевую, двигательную и мотива-ционно–потребностную сферы личности).
У процесса обучения как основной части педагогической системы существует своя система управления. Под управлением в педагогической системе принято понимать целенаправленную деятельность субъектов, обеспечивающую оптимальное функ-ционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педа-гогических условий, способов, средств и воздействий.
В соответствии с Законом «Об образовании» в РФ создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: 
1. Федеральные государственные органы управления;
2. Федеральные ведомственные органы управления образова-нием;
3. Государственные органы управления образованием субъек-тов Российской Федерации.
Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирова-ния системы образования на уровне государственных нормативов.
К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся:
1. Разработка и реализация целевых федеральных и междуна-родных программ в области образования;
2. Разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
3. Государственная аккредитация образовательных учрежде-ний;
4. Установление порядка аттестации педагогических работни-ков образовательных учреждений различных типов и видов;
5. Формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образова-ние;
6. Прямое финансирование образовательных учреждений;
7. Создание фондов развития системы образования;
8. Прогнозирование развития сети образовательных учрежде-ний.
Наряду с государственными органами управления сущест-вуют также общественные органы управления образователь-ными учреждениями. В вузах такими органами управления яв-ляются попечительский совет, совет образовательного учреж-дения, научно-методические советы, приемные комиссии и т.д.
Основой для претворения в жизнь принципов управления образовательным процессом является дидактика и ее принципы.
Дидактические принципы (принципы обучения) – это те положения, на которые опираются педагоги, разрабатывая содержание, методы, организационные формы обучения. Каждый принцип реализуется в учебном процессе через ряд дидак-тических правил, которые описывают педагогическую дея-тельность в определенных условиях для достижения поставлен-ных целей.
 Принцип развивающего и воспитывающего обучения рассматривают как ведущий. Он предполагает, что обучение на-правлено на цели всестороннего развития личности, на формиро-вание не только знаний и умений, но и определенных нравствен-ных и эстетических качеств, которые являются основой выбора идеалов и социального поведения.
Принцип наглядности означает, что эффективность обуче-ния зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Виды наглядности по степени возрастания их абстрактности можно подразделить на:
– естественную наглядность (предметы объективной реальности);
– экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
– объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
– изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
– звуковую наглядность (аудиоаппаратура);
– символическую и графическую наглядность (карты, схемы, графики, формулы);
– внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью 
педагога).
При использовании данного принципа:
– следует сочетать наглядный материал со словами преподавателя;
– не следует перегружать занятие наглядными пособиями;
– работа с наглядными материалами должна стимулировать пере-ход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
 Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, тео-риями, законами, отражало бы современное состояние науки. По-этому:
– следует пользоваться научной терминологией;
– необходимо использовать в процессе обучения современное оборудование;
– нужно вовлекать учащихся в наблюдение за изучаемыми явле-ниями и процессами, обучать их элементам научного поиска, на-учным методам исследования.
 Принцип связи обучения с практикой предполагает рас-крытие учащимся жизненной значимости (применимости) полу-чаемой теоретической информации. В связи с этим:
– необходим анализ примеров и ситуаций из реальной жизни при изложении теоретического материала;
– выполнение практических действий должно опираться на знание теории и технологии;
– следует формировать навыки работы со справочной и норма-тивной (научной) литературой.
 Принцип сознательности и активности – один из основных принципов современной дидактики. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют по-знавательную активность, являются субъектами учебной дея-тельности, включаются в процесс самостоятельного получения знаний. Активности и сознательности учащихся можно добиться:
– через личность преподавателя и его умение активизировать деятельность учащихся;
– через постановку и решение проблемных задач.
 Принцип доступности (учета индивидуальных особенно-стей обучающихся) требует учета особенностей развития уча-щихся с точки зрения их реальных возможностей и такой органи-зации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для этого необходимо:
– изучать индивидуальные особенности (интересы, темперамент, мышление, память, внимание, причины отставания в учебе) с по-мощью психолого-педагогических методов исследования;
– подбирать учебный материал так, чтобы он, с одной стороны не был непосильным для данного возраста и уровня подготовленно-сти учащихся, с другой стороны, не был излишне упрощенным, тормозящим их развитие.
 Принцип системности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, создание у учащихся целостной научной кар-тины мира. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что подразумевает:
– переход к изучению нового материала только после усвоения старого;
– умение классифицировать знания, устанавливать внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. 
 Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закре-пились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Реализуется через правила:
– необходимо регулярно закреплять материал, связывать его с предыдущим;
– нужно формировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому предмету;
– прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.
Так же выделяют принципы культуро-, природосообразно-сти; фундаментальности образования и его профессиональной направленности; положительной мотивации и благопри-ятного эмоционального климата обучения; рационального со-четания коллективных и индивидуальных форм обучения. Смысл этих принципов заложен в их наименовании.




































































Категория: Психология | Просмотров: 12407 | Добавил: basic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz