|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 5
|
повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.
Групповые потребности и мотивы
Групповые потребности – это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее ис-точником их активности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей членов группы называются групповыми мотивами. Как побудить, то есть мотивировать членов малой группы в профессиональной сфере деятельности? В качестве основных ориентиров можно придерживаться следующих рекомендаций [6]: 1) создание благоприятной рабочей среды, то есть оборудо-вание удобного рабочего места, места отдыха, их эргономическое оформление и соответствующий дизайн, своевременное и качест-венное питание, чистота; 2) введение компенсаций за ограничения, вызванные необ-ходимостью профессиональной деятельности; 3) установление вознаграждения в виде повышения зара-ботной платы, премирования, бесплатного или льготного меди-цинского обеспечения, организации отдыха в нерабочее время, оплаченного администрацией питания; 4) формирование у работников ощущения своей нужности, уважения к себе, администрации, признание профессии как соци-ально значимой; 5) обеспечение личностно-профессионального роста членов группы по следующим направлениям: возможность дальнейшего обучения, повышения профессиональной квалификации; делеги-рование повышенного влияния и личной ответственности в рамках своей должности; создание возможности для самовыражения; 6) создание условий для развития у членов группы чувства сопричастности, ощущения своей полезности и значимости труда; положительная оценка труда, учет высказываемых работниками мнений руководителями, участие членов группы в принятии управленческих решений.
Коллектив как высший уровень развития малой группы
Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Развитие группы обычно начинается с низшего уровня и заканчи-вается высшим уровнем – коллективом. Выделяют следующие уровни развития группы: 1) конгломерат – случайно организованная группа на не-продолжительный период времени. Это может быть группа тури-стов, зрители в кинотеатре и тому подобное. 2) ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опо-средуются только личностно значимыми целями (компания дру-зей). 3) кооперация – группа, в которой есть организационно-штатная структура, межличностные отношения носят деловой характер, связанный с результатом деятельности (группа сотруд-ников). 4) корпорация – группа, объединенная только внутренними целями. Такая группа характеризуется автономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных интересов. Если же корпорация начинает удовлетворять свои потребности и интересы за счет общест-венных, она превращается в преступную организацию. 5) коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно по-лезной
|
Категория: Психология |
Просмотров: 1090 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|