|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 4
|
детей также прародителей с одной или обеих сторон); неполные семьи, в которых отсутствуют дети или один из родителей. Следует отметить, что в различных культурах значительно отличается преобладающая численность членов семьи. Например, на Западе практически не распространены трехпоколенные семьи, а для российского общества такой тип семейной структуры на се-годняшний день считается наиболее распространенным. Совместное проживание трех поколений: детей, родителей и бабушек-дедушек может и помешать молодой семье, и, наоборот, помочь ей стать полнокровной и педагогически эффективной. С педагогической точки зрения такого рода социально-демографическое и сугубо бытовое явление содержит немало разного рода проблем, центральной из которых выступает со-трудничество поколений, подлинной основой которого является потребность друг в друге всех трех поколений. К нынешним временам проблема осложнена тем, что со-кращается временной разрыв между поколениями: дети раньше выходят замуж (женятся), раньше обзаводятся ребенком, а их ро-дителей – сорокалетних – неловко назвать, как совсем недавно, «предками». Они, «пожилые», еще сами в расцвете сил – работают, хотят в свободное время отдохнуть, а то и рожают «поскрёбыша» (бывает же, что родная тетя младше своего племянника). Дети, естественно, нуждаются в родителях – в их заботе, ор-ганизованном ими быте, жизненном укладе; в свою очередь, роди-тели нуждаются и в собственных детях, потому что без них не приходит семейное счастье, и в своих родителях – их опыте, кото-рый дается только годами совместной жизни, их житейской муд-рости, а то и материальной поддержке, но чаще всего – в их обще-нии с внуками. Именно такая востребованность пожилых – глав-ный стимул их семейного существования, зона педагогических проявлений. Старшие болезненно переживают, когда их отлучают от внуков, лишают общения с ними, возможности за ними ухажи-вать. Внуки необходимы старикам, чтобы жить. Бабушка и де-душка остро нуждаются в том, чтобы их активно привлекали к жизни семьи, к тому, чем озабочены дети и внуки. Для детей же забота о стариках – с годами все возрастающая и постоянная воз-можность развивать в себе чуткость, внимание, умение пожалеть, помочь, практически учиться уважать и почитать старость. Старики – самые, как правило, ласковые в отношении к вну-кам: и приголубят, и спрячут от праведного родительского гнева или наказания, и постараются выслушать исповедь, секреты под-ростка, девушки. Но старикам иногда свойственно – чаще всего из лучших побуждений! – вмешиваться «не в свои дела», ворчать и сердиться, капризничать и поучать. В добрых семьях знают этот «грех», умеют его прощать, не доводя до конфликта, тем более – до скандала, который всегда вреден всем, в первую очередь самим старикам, но еще более – детям. Родители, которые кричат при детях на своих мать или отца, спустя годы сами услышат от собственных дочери или сына то же самое. Создание, выращивание доброй семьи – дело трудное, но доступное каждой семье, и реализуется оно только доброй волей и совместными усилиями всех членов этой семьи – от мала до вели-ка. Относительно количества детей в семье выделяют семьи: малодетные семьи (1-2 ребенка); среднедетные (3-4 ребенка); многодетные (более 4 детей). Динамика семьи Функции и структура семьи, а также вероятность возникно-вения различного рода их нарушений значительно изменяются в процессе развития семьи, в ходе прохождения различных стадий ее жизнедеятельности. Семья – это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи (жизненного цикла). В нашей стране наибольшую известность получила перио-дизация Э. К. Васильевой, которая выделяет следующие стадии жизненного цикла семьи: – зарождение семьи (до момента рождения первого ребен-ка); – рождение и воспитание детей (до того как первый ребенок не начнет трудовую деятельность); – окончание выполнения воспитательной функции (до того как все дети не начнут жить и работать самостоятельно); – жизнь с детьми, не имеющими собственной семьи; – самостоятельная жизнь супругов.
|
Категория: Психология |
Просмотров: 927 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|