Международное сотрудничество в решении глобальных
проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью
эпохи, условием существования и прогресса человечества. Предпосылкой международного
сотрудничества в решении глобальных проблем выступает прежде всего сама
биосфера, ее единство, которое требует совместных действий как при воздействии
на нее, так и при ее охране.
Международные конвенции и соглашения по
экологическим проблемам проводятся с XIX
в. Первыми были «Конвенция по ловле устриц», заключенная в 1839 г. между Францией и Великобританией,
«Соглашение об охране морских котиков», достигнутое в 1867 г. между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений
по рыболовству. Несколько конвенций и соглашений было заключено в начале XX в. по охране перелетных птиц и защите
растений от вредителей и болезней.
В 20—40-х гг. XX в. нашей страной были заключены соглашения
с Финляндией о рыболовстве в пограничных водах, совместном использовании водных
ресурсов с Афганистаном, конвенция с Турцией о предотвращении занесения
эпизоотии, многосторонняя конвенция с Афганистаном и Ираном по защите растений,
а также по борьбе с саранчой. Особенно быстро развивались международные
отношения с конца 40-х гг. XX в., после
окончания Второй мировой войны, охватившие самые различные природные объекты и
окружающую среду. Организационные формы международного сотрудничества стали
многообразными. Они подразделяются на международные правительственные союзы
(МПО) и международные неправительственные объединения (МНПО). Крупнейшей международной межправительственной
организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), в состав
которой входят Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и
культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО),
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация
(ВМО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др. Необходимость
международного сотрудничества в области изучения и использования в мирных целях
атомной энергии привела к созданию в 1957
г. Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В целях исследования
значения океана для человечества в 1960г. была создана Межправительственная
океаническая комиссия (МОК). В этот период было заключено более 250 международных договоров, соглашений,
конвенций, имеющих природоохранительное значение. Среди них такие важные, как
Московский договор 1963 г. «О запрещении
испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой»,
который подписали более 100 стран. В мае 1972 г. было подписано межправительственное
соглашение между СССР и США, охватывающее 11
крупных проблем в рамках 39 конкретных
проектов. В Стокгольме в 1972 г. на
конференции ООН была принята Декларация об охране окружающей среды и было
объявлено, что 5 июня является
«Международным днем охраны окружающей среды».
Генеральная ассамблея ООН в 1981 г. по инициативе нашей страны приняла резолюцию «Об
исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для
нынешнего и грядущих поколений», в которой отмечалось пагубное последствие для
природной среды гонки вооружений. Особое место в
50—90-х гг. XX в. занимали
Международные Межправительственные организации социалистических стран — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и
другие. В рамках СЭВ была принята и осуществлялась комплексная программа по 14 проблемам рационального использования и охраны
природных ресурсов.
Важную роль в решении экологических проблем играют международные неправительственные
организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП),
Всемирный фонд охраны природы (ВФОП), Международная молодежная федерация (ММФ),
Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная конфедерация организации
преподавательских профессий (ВКОПП).
В 90-х гг. XX
в. Россией продолжено международное сотрудничество по восьми основным
программам в рамках ЮНЕП, в частности, по решению проблем Аральского и Черного
морей, озера Байкал, по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1991 г. произошло подключение к Глобальной
базе данных о природных ресурсах (ГРИД), действующей в рамках ЮНЕП.
Среди результатов сотрудничества с Европейской
экономической комиссией ООН (ЕЭК) следует выделить подготовку конвенций по
трансграничным последствиям промышленных аварий, по охране и использованию
трансграничных водных путей и международных озер.
Продолжалось сотрудничество страны с Всемирной
метеорологической организацией (ВМО) по Программе службы погоды. В рамках
проекта «Человек и биосфера» (МАЕ) продолжается работа по развитию
международной сети биосферных заповедников, разработан ряд проектов по
Международной гидрологической программе.
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
осуществляется работа по решению проблем здравоохранения и окружающей среды,
питьевого водоснабжения и санитарии, безопасных химических веществ.
Взаимодействие с МАГАТЭ включало проведение экспертизы уровня безопасности АЭС,
обращение с радиоактивными отходами.
Центральное место в сотрудничестве с
неправительственными экологическими организациями занимала подготовка к
КОСР-92. В 1991 г. Россия стала членом
Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МЕОП).
В рамках многосторонних
конвенций и соглашений продолжается сотрудничество по совместной программе
наблюдения и оценки распространения загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП)
в рамках Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря
(ХЕЛКОМ).
Осуществляется и двухстороннее
сотрудничество на межправительственном и межведомственном уровнях.
Действуют более 20 соглашений, в том
числе подписаны соглашения с Австрией, Испанией, Нидерландами, Румынией,
Японией. Развитие связей с Финляндией направлено на улучшение экологической
обстановки в сопряженных регионах (снижение загрязнения бассейна Балтийского
моря, реконструкция комбината «Печенгани-кель»), приграничных районах
Финляндии, Республики Карелия и России, проведение совместных работ в
международных заповедниках и национальных парках.