|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 33
|
третью или криминальную установку (я - хороший, вы - плохие). Если двухлетний малыш сделал вывод о своем благополучии, не значит ли это, что он является результатом самоласкания, самоодобрения, а если так, то как может маленькое дитя ласкать, одобрять само себя? Самоласкание происходит в моменты, когда маленькая личность успокаивает, излечивает раны, ушибы. Это ребенок, которого бьют так сильно, что ломают кости и рвут кожу. Маленький человек успокаивает боль, лечится "лежа и зализывая раны", испытывая при этом ощущение успокоения в одиночестве и утешая сам себя. При появлении жестоких родителей он может закричать от ужаса, что все повторится снова. " Вы причиняете мне вред! У вас неблагополучно. У меня благополучно - у вас неблагополучно". Так маленькой личностью пережита жестокость, но так же пережито и выживание. Трагедией человека с такой установкой является то, что он идет через жизнь, отказываясь заглянуть внутрь. Этой установки держатся неисправимые преступники. Это лица "без стыда и совести", убежденные в своем благополучии независимо от того, что они делают, и в том, что вся вина в любой ситуации лежит на других. Их жизненное кредо: "Ваша жизнь немногого стоит". У меня благополучно - у вас благополучно. Эта установка качественно отличается от первых трех. Первые три установки базируются на чувствах. Четвертая основана на размышлении, вере и риске активного действия. Счастливы дети, которым в первые годы жизни помогают обнаружить, что у них все благополучно. Чаще личность сама формирует у себя четвертую жизненную установку и принимает жизненное кредо: "Жизнь стоит того, чтобы жить!" Важно помнить, что для людей единственный путь стать благополучными - это вскрыть детские затруднения, являющиеся подоплекой первых трех установок, и показать, как текущее поведение закрепляет эти установки. Важно понять, что установка "у меня благополучно - у вас благополучно" есть установка, а не чувство. Запись неблагополучия, сделанная в детстве, не стирается решением в настоящем. Решение задачи - в умении найти способ начать собирать записи, которые играют благоприятную роль и дают благоприятные результаты в общении, накапливать успехи в терминах правильной вероятной оценки, успехи в понятиях интегрированных действий, которые имеют значение и программируются Взрослым компонентом, а не Родителем или Дитя, успехи, основанные на этике, которым можно разумно содействовать. Человек, который в течение многих лет руководствуется в жизни решениями Взрослого, может с уверенностью сказать: "Я знаю, что это работает". На конкретном примере проследим, что происходит в процессе общения. Ситуация: Вы - начальник. Вам нужен секретарь. Вам доложили, что в приемной сидит девушка, пришедшая по объявлению. Девушка входит в кабинет. Моментально включился ваш компьютер Д и отметил ее внешний вид (фигура, прическа, платье, духи). Она еще не сказала ни слова, а уже готова первая оценка: или симпатична - несимпатична, или "вот это да!" или "ох, бедняжка!" Девушка подходит к вашему столу, садится и кладет свою сумочку на стол. Вы обнаруживаете, что она в джинсах. Тут же включается компьютер Р: "Так же не делают! На деловую встречу могла бы прийти не в джинсах, какая невоспитанность!" Вы поняли, что компьютеры Д и Р включаются помимо вашей воли? Волевым усилием вы можете отключить оба компьютера Д и Р, и, включив компьютер В (понятно, что он включается волевым усилием?), начать деловой разговор. А если вы устали? Тогда энергии на включение В не хватит, и вы откажете девушке, то есть примете решение, поддавшись чувствам. Понятно, почему Э. Берн дает совет: "Не торопитесь с решениями, даже если задеты ваши чувства или нарушены дорогие вам нормы. С делом, требующим решения, надо переночевать!" В идеале у индивида должно быть равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивало бы ему гибкость в общении. Но это в идеале, а в реальной жизни неплохо бы учитывать при общении, какое состояние преобладает у собеседника. Люди, у которых преобладает Д, эмоционально неустойчивы, возбудимы, доверчивы, непосредственны, обидчивы, самонадеянны, хвастливы. В межличностных отношениях Р выражается в критичном, воспитательском поведении по отношению к другим, в "отеческих" замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты. Люди, у которых преобладает Р, часто конфликтуют, тяготеют к стереотипам, предрассудкам и обобщениям. "Взрослые" - люди серьезные, объективные, но суховаты в общении. В процессе общения важно
|
Категория: Психология |
Просмотров: 865 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|