|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 2
|
планы – это жизненные планы семьи; наконец, его счастье и горе связаны со счастьем и горем семьи. В гуманистически ориентированном обществе для семьи создаются нормальные условия существования – экономические, жилищные, духовные. При этом семья сохраняется как никем и ничем адекватно некомпенсируемый положительный фактор жизнедеятельности людей, каждого человека, первооснова сча-стья, родства и родительства. Но есть (и их немало!) семьи, сложность и драматизм бытия которых – следствие внутренних несоответствий – от «ошибочности» брака до трудностей харак-тера супругов, а более всего – отсутствия любви. Гораздо чаще и с тенденцией к быстрому количественному росту проявляется социальная патология, одним из основных и трудно преодолимых источников которой стали кризисные явле-ния – государственные по масштабу и социально-экономические по характеру, охватывающие и большинство семей, и каждую из них: безработица и обнищание, рост криминала и безнравственно-сти, т.е. все то, что уже привело к сокращению, а то и вовсе атро-фии социальной ответственности, человечности отношений, осо-бенно пагубно влияющей на беззащитное перед жизнью детство. В любых исторических и экономических условиях семья не только одно из самых сложных и закрытых для общественного контроля социальных явлений, но и один из главных источников конфликтов и бед, достижений и благополучий каждого отдель-ного человека. Больше того, в пределах двух, иногда трех смежных поко-лений семья – самая постоянная ячейка, единственное объединение людей, в котором начинается, протекает и завершается жизнь практически каждого из нас. Какой окажется эта ячейка для ре-бенка, зависит в первую очередь от его мамы и папы, от того, ка-кова педагогика созданной ими семьи. Понятие педагогика семьи имеет два значения, которые тесно связаны, во-первых, общим предметом – семьей и, во-вторых, единым подходом – содержанием и технологией выявления и реа-лизации ее воспитательных возможностей. Одно значение отно-сится как раз к этому внутреннему потенциалу семьи: она высту-пает, прежде всего, как уникальный воспитатель; другое – к педа-гогической работе извне, ведущейся с семьей как воспитателем. В первом случае педагогика семьи рассматривается и осуществляет-ся как практика, во втором – как адресованная этой практике наука; в первом случае субъектом является семья, во втором – таковыми выступают государство, общество, представляющие их школа, социальные службы, общественные организации. Итак, семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. Сложность этого феномена требу-ет комплексного изучения его сущности, особенностей и тенден-ций развития семьи, интеграции сведений о ней, предоставляемых различными науками. Семья как социальный институт Первичной структурой общества, в которой закладываются основы личности, является семья. Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повсе-дневной жизни людей и удовлетворения их потребностей. Семья – малая социально-психологическая группа, основан-ная на браке и (или) кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. При анализе семьи как малой группы и социального инсти-тута обычно выделяется три основные характеристики: ее функ-ции, структура и динамика. Функции семьи Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формиро-вания социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивиду-альных потребностей. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной сто-роны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетво-ряет потребности отдельных членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении. 1. Репродуктивная (продолжение рода). 2. Хозяйственно-экономическая (ведение общего хозяйства, ведение бюджета, разделение труда в семье, организация дея
|
Категория: Психология |
Просмотров: 868 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|