|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
23:37 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ |
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Воспитание – сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Государственный стандарт образования – основной госу-дарственный документ, определяющий все образовательные стандарты (см. ниже), утверждаемый на основе требований Го-сударственной Думы РФ. Диверсификация (лат. – разнообразие, разностороннее раз-витие) – одновременное развитие различных типов учебных заве-дений: гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углублен-ным изучением отдельных предметов и т.д., и т.п., как государст-венных, так и негосударственных. Дидактика – раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения. Дидактические принципы – принципы построения педаго-гического процесса. Дополнительное образование – образование, получаемое в учреждениях дополнительного образования и не являющееся ос-новным общим или профессиональным образованием. Закономерности обучения (педагогические закономерно-сти) – руководящие идеи, основные положения, требования к ор-ганизации и реализации педагогического процесса; существенные и необходимые связи между условиями и результатом обучения. Знания – адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Методы обучения – это взаимосвязанные способы деятель-ности преподавателя и студента, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и раз-витие их в процессе обучения. Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Непрерывность образования – процесс образования не прекращающейся до конца сознательной жизни человека, непре-рывно видоизменяющейся по целям, содержанию и формам. Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, отношений, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образовательные стандарты – это цели обучения и воспи-тания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах, которые определяют минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников. Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся, вклю-чающий в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характери-зующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с опреде-ленной целью. Педагогическая система – взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные единой образовательной целью раз-вития личности и функционирующие в целостном педагогическом процессе. Педагогическая технология - последовательная, взаимо-обусловленная система действий педагога, связанных с примене-нием той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический менеджмент – комплекс принципов, ме-тодов, форм, приемов эффективного управления педагогическими системами. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использо-ванием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетво-рение потребностей, как общества, так и самой личности в ее раз-витии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный кон-такт педагога и воспитанника(ов), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Прием обучения – это составная часть или отдельная сто-рона метода обучения. Принципы обучения – исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и зако-номерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Развитие – объективный процесс внутреннего последова-тельного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (под влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых факторов). Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие личности. Самообразование – один из путей получения образования, система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поко-лений, направленной на собственное развитие. Социализация – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособ-ление к деятельности в рамках этой системы. Средства обучения – это специально разработанные мате-риальные и материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебной деятельности. Умения – освоенные человеком способы выполнения дей-ствий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Форма учебной деятельности – это набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту для получения педагогически запланированного результата. Цель образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Целеполагание в педагогике – это умение определить цель, исходя из особенностей воспитанника, ситуации и современных требований общества.
|
Категория: Психология |
Просмотров: 1283 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|