Экологическое
воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного
отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности
приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое
воспитание и просвещение — основы основ
процесса гармонизации взаимодействия общества с природой.
Задача такого воспитания является сложной,
комплексной, приобретающей все большую актуальность. Ее решение способствует
формированию у человека высокосознательного, ответственного отношения к
обеспечению благоприятной по качеству окружающей среды. В эту задачу входит
пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые
требуются для решения экологической проблемы (рис. 20.8).
Рис. 20.8.
Виды природоохранной деятельности
Экологическое просвещение должно привить человеку в
первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать
методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.
Развитие и улучшение экологического воспитания и
просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное
положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве
граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные
постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых
образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим
на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки
учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области
экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных
специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело
огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению
среди населения экологических знаний, рациональному использованию и
воспроизводству природных ресурсов.
Вопросы экологического просвещения решаются не
только на уровне Российской Федерации, но и международном уровне, например, в
осуществлении международной программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал
Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей
среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на
всех уровнях.
Экологическое просвещение входит в число важнейших
аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов
(МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой
ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во
всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и
неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является
формирование новой социальной и
экологической нравственности. На смену лозунгам «Мы не можем ждать милостей
у природы, взять их у нее — наша задача!»
или «Человек — царь природы!» должны
прийти установки на разумное и бережное отношение к Природе, к нашему общему
дому — планете Земля. Нам необходимо
осознание единства человечества— одной из
основ экологической нравственности и гуманизма.