|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 6
|
деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений [7]. Основным психологическим отличием коллектива от других групп является то, что межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием со-вместной деятельности [3]. Для коллектива характерны такие явления, как коллективи-стская идентификация и сплоченность. Коллективистская идентификация – это отношение к дру-гим членам коллектива как к самому себе и к себе как ко всем другим в своем коллективе. Противопоставление «я» и «они» снимается понятием «мы». Сплоченность – ценностно-ориентационное единство, объ-ективность в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности [3]. Ценностно-ориентационное единство в коллективе – это, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Сплоченность основана на психологической близости членов коллектива – согласованности мнений, позиций, установок членов коллектива по отношению к значимым для ее жизнедеятельности вопросам. Разногласия не подрывают основу интеграции. Сплоченный коллектив способен легче справляться с труд-ностями, дружно работать, создавать благоприятные условия для развития личности каждого. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая стадия – притирка. Люди приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Коллективное твор-чество отсутствует. К членам коллектива предъявляет требования в основном руководитель. Вторая стадия – конфликтная. Открыто образуются кланы и группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдель-ных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможны противоре-чия между руководителем и отдельными подчиненными. Третья стадия – экспериментирования. Потенциал коллектива возрастает, но группа часто работает рывками, поэтому возникает желание действовать лучше. На этой стадии начинает действовать актив группы. К членам коллектива предъявляют требования как руководитель, так и актив группы. Четвертая стадия – становления. Появляется опыт успешного решения проблем. Все члены коллектива дорожат его достижениями и честью. Требования к от-дельным членам группы предъявляют не только руководитель и актив, но и весь коллектив. Пятая стадия – прочных связей. Она является высшей стадией развития коллектива. Людей принимают и оценивают по достоинству, личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Личность сама предъ-являет к себе требования. Осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия. Далеко не все коллективы выходят на четвертый и пятый уровни развития. Отношения между людьми в коллективе не зависимо от ста-дии его развития не всегда являются безоблачными. Они могут принимать форму конфликта – столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей. Конфликт может играть как конструктивную (дает возмож-ность более глубоко оценить индивидуально- и социально-психологические особенности членов коллектива, оказывает по-зитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить со-стояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на морально-психологическое состояние членов коллектива, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной дея-тельности) роль.
|
Категория: Психология |
Просмотров: 909 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
| | |