|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 6
|
В философском смысле "развитие" понимается как самодвижение явления, которое определяется внутренними противоречиями и внешними факторами. В педагогическом смысле "развитие" рассматривается как изменение и формирование личности ребенка под влиянием закономерностей изменений в психике, состояния внутреннего мира ребенка, социальной ситуации его развития. Данный процесс характеризуется как: - изменение, для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое, более совершенное; - созидание, движение вперед, противоположное распаду, регрессу, деградации. В психолого-педагогической науке выделяются два подхода в понимании сущности процесса развития личности. Первый: Развитие понимается как реализация, модификация и комбинирование задатков, когда происходит нарастание, развертывание и перегруппировка тех свойств личности, которые даны уже с самого рождения. Таким образом, развитие понимается скорее как созревание (вызревание) того, что существует в психике ребенка. Второй: Развитие понимается как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Это значит, что на каждом этапе возрастного развития появляются психические новообразования, при этом каждый этап рассматривается как подготовка к следующему. Движущей силой процесса развития личности являются противоречия, возникающие в ее жизни, деятельности, ее взаимоотношениях с окружающей средой. Противоречия могут быть внутреннего и внешнего характера. Противоречия внутреннего характера проявляются как следствие неравномерности развития отдельных сторон и свойств личности, например - между желаниями и умениями, с одной стороны, и интересом и чувством долга, с другой; - между новыми потребностями, возникающими в деятельности, и невозможностью их удовлетворить в силу несформированности необходимых для этого умений; - между возросшими физическими и духовными потребностями ребенка и старыми формами взаимоотношений со взрослыми товарищами и др. Противоречия внешнего характера проявляются между личностью и окружающей ее средой (сверстниками, коллективом, родителями, учителями). Формой проявления данного противоречия могут быть конфликты с родителями, учителями. Примеры противоречий внешнего характера: - растущие требования со стороны взрослого к ребенку, с одной стороны, и невозможность их выполнения, с другой; - самооценка личности (завышенная, заниженная, адекватная), оценка личности окружающими людьми и др. Две стороны, которые характеризуют противоречие развивающейся личности, могут быть рассмотрены как две возможные линии в развитии личности. Какая из этих сторон (линий развития) получит свое дальнейшее развитие? Решение этой проблемы зависит от того, в каких условиях будет проходить развитие, какая из этих сторон получит наиболее сильное "подкрепление". Вот почему есть основание утверждать о необходимости корректировки процесса развития со стороны воспитателя. В развитии личности выделяются три аспекта (направления): физическое, психическое, социальное. Раскроем содержание каждого из названных направлений в развитии личности. ФИЗИЧЕСКОЕ (биологическое) направление в развитии проявляется как анатомо-физиологическое созревание организма, его рост, специализация органов, их функциональное развитие, качественная перестройка организации жизнедеятельности, развитие физической силы, координации движений, выносливости, трудоспособности и т.п. ПСИХИЧЕСКОЕ направление в развитии проявляется: - в увеличении объема знаний; - знания приобретают более осмысленный характер, становятся системными, обоснованными т.п.; - в овладении способами познания действительности;
|
Категория: Психология |
Просмотров: 815 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|