|
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 1-2
|
Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩИХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
1.1. Предмет психологических и педагогических исследований
Знакомство с психологией и педагогикой начнем с вопросов: - что является предметом психологических и педагогических исследований; - что изучают психология и педагогика; - связь психологии и педагогики с другими науками. Наука начинается с ПРЕДМЕТА ее исследований. Следует отметить, что до настоящего времени нет единой, общепринятой формулировки предмета педагогики. Каждый, кто занимается педагогической наукой и практикой, по-своему формулирует определение, исходя из своих представлений, опыта, необходимости решения конкретных задач. Однако, на наш взгляд, в понимании предмета педагогической науки можно выделить два крайне противоположных подхода: 1-й - взгляд на педагогику как на директивную науку. В поле зрения этих авторов только действия педагога, направленные на формирование личности. Считается, что изучением закономерностей ее формирования должны заниматься другие науки. Задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на данные других наук, разрабатывать формы и содержание педагогического воздействия. Нельзя не согласиться с тем, что при таком подходе педагогика "отошла от человека как предмета воспитания и занялась воспитанием ... без человека" (Сов. педаг., 1988, № 1. с. 38-В. Бим-Бад). 2-й - авторы выступают против любых директив и норм в организации педагогического процесса, акцентируют внимание на процессе развития личности и факторах ее становления. В данном случае, по мнению Ф. Бест "из науки педагогика становится не больше, чем интуицией педагога" (Перспективы: вопросы образования, 1990 г., № 3). С 1867 г. (начиная с К.Д. Ушинского) по сей день насчитывается более 20-ти определений предмета педагогических исследований. Так как нет единства в этом вопросе, мы вправе проявить субъективизм и остановиться на одном из них, а именно, положим в основу дальнейших рассуждений определение А.Ф. Протопопова (1957 г.). ПРЕДМЕТ науки педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ? Уже у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходилось испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии- "матери всех наук", которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию. Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту "душу", или "тень", наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается СОВРЕМЕННАЯ психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это были химия и физика. В XVIII веке
|
Категория: Психология |
Просмотров: 769 |
Добавил: basic
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|