13 - 10 Февраля 2010 - Лекции
Четверг, 08.12.2016, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Лекции

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ТАУ (Теория автоматического управления) [31]
лекции по ТАУ
Экология [151]
учебник
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве [56]
Дементьев А.Ю. - Практическое пособие
Психология [104]
Пип
информатика [80]
с# Карли Ватсон
современные стулья [0]
новинки
Поиск
Главная » 2010 » Февраль » 10 » 13
23:14
13
Специальные способности - это совокупность определенных личностных свойств, позволяющая быстро овладеть данным видом деятельности. Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них.
Остановимся особо на творческих и интеллектуальных способностях, исследованию которых посвящено множество работ. Глубокий анализ результатов этих исследований приведен Ж. Годфруа в его замечательной книге "Что такое психология" [10]. 
"Всякий умный человек знает, что такое интеллект ... Это то, чего нет у других!" [10]. Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект- черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. После долгих споров психологи пришли к следующему определению интеллекта: СПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУУМА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. В настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, но компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.
Является ли интеллект единым целым или он состоит из отдельных способностей, соответствующих специфическим потенциям? Нельзя ли определить интеллект как набор таких потенций, число и значение которых зависит от встающих перед индивидуумом задач? Не существуют ли различные типы интеллекта для задач разных уровней сложности? Были сформулированы различные теории, пытавшиеся ответить на эти вопросы. Краткий обзор этих теорий приводит Ж. Годфруа [10].
В начале XX века (1904 г.) Спирмен пришел к выводу, что он может, исходя из поведения индивидуума, выделить некий "генеральный" фактор интеллекта, который он назвал фактором G. Однако нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонте двигателя или изучении иностранного языка, мозг работает по-разному. Некоторые люди более способны к одним видам деятельности, чем к другим, хотя общий ("генеральный") уровень интеллекта у них может быть сходным. Поэтому Спирмен наряду с фактором G ввел еще фактор S, служащий показателем специфических способностей. Итак, с точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.
Многие психологи поняли, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при этом проявляется в его перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.
Тeрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал эти различные стороны общего интеллекта, которые он назвал ПЕРВИЧНЫМИ УМСТВЕННЫМИ ПОТЕНЦИЯМИ. Он выделил семь таких потенций:
- СЧЕТНУЮ СПОСОБНОСТЬ, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
- ВЕРБАЛЬНУЮ (словесную) ГИБКОСТЬ, то есть легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
- ВЕРБАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, то есть способность понимать устную и письменную речь;
- ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
- ПАМЯТЬ;
- СПОСОБНОСТЬ К РАССУЖДЕНИЮ;
- БЫСТРОТУ ВОСПРИЯТИЯ, сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.
По мнению Тeрстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности не столь независимы друг от друга, как полагал 
























Категория: Психология | Просмотров: 452 | Добавил: basic | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

krutoto.ucoz.ru
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz